«По следам Рыбникова и Гильфердинга»
Анна Матасова
СОФЬЯ МИХАЙЛОВНА ЛОЙТЕР: ЧТЕНИЕ БЫЛИН ТРЕБУЕТ ВЕРЫ В ЧУДЕСНОЕ
Начало
Софья Михайловна Лойтер – многим человек известный: доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Карелии. Всю свою научную жизнь она посвятила изучению фольклора. И сегодня наш разговор с ней пойдет о былинах.
- Софья Михайловна, Заонежье – земля былин. Поговорим о былинном наследии Карелии: я знаю, что тема вам очень близка.
- Может быть, начнем с того, что самая великая и большая - и главная художественная ценность Карелии – это ее народное поэтическое творчество в его самых разных жанрах. К этому я хочу добавить, что Карелия, бывшая Олонецкая губерния – это совершенно уникальный регион, не имеющий себе равных в России. В каком смысле? На совсем маленькой территории бытовало огромное количество народно-поэтических текстов, произведений самых разных жанров. Такой концентрации жанров, как на территории Олонецкой губернии, не знает ни один регион России. Это я говорю не только из узко-патриотических соображений, а так оно и есть. Так оно и есть.
Именно Карелия, бывшая Олонецкая губерния, принесла в «золотой век» русской фольклористики славу своими собраниями, которые были сделаны замечательными, можно сказать, великими, собирателями 19-го века... Еще хочу добавить, что, если бы на территории Олонецкой губернии были записаны только былины и только причитания, она все равно была бы одной из самых ярких страниц в художественном наследии России.
- Расскажите о собирателях былин…
- Былины – один из самых приоритетных жанров фольклора, в 60-е-70-е годы 19-го века, они пришли из Олонецкой губернии. С открытия Павла Николаевича Рыбникова, продолженного Александром Федоровичем Гильфердингом Олонецкая губерния обрела высокое название «Исландия русского эпоса».
Сосланный в Петрозаводск бывший студент Московского университета Павел Николаевич Рыбников, человек образованный и любознательный, назначенный чиновником, обнаружил бытующий эпос. Встреча с былиной явилась очень неожиданно, он об этом замечательно рассказал в своей статье «Заметка собирателя», предваряющей изданному впоследствии собранию былин. Он встретил совершенно уникальных по своему мастерству сказителей – Трофима Григорьевича Рябинина, Василия Щеголёнка и других. Его записи, это известно, составили четыре части или три тома «Песен, собранных Рыбниковым». В 1861-1863 годах они были изданы, удостоены царских наград. Было даже предписание Министерства образования - меня это очень поразило - чтобы студенты-филологи, приобретали «Песни, собранные Рыбниковым», для своих занятий. Представляете себе такое предписание нашим студентам?
- Да, очень доброе, хорошее предписание…
- Через некоторое время, спустя 10 лет в 1871-м году работу Рыбникова продолжил ученый-славист Александр Федорович Гильфердинг. Академический ученый, очень известный в научной среде. Он прибыл в Олонецкую губернию не проверять Рыбникова, а напротив, как друг, как соучастник, единомышленник, еще раз удостовериться в том, что былина бытует на этой территории.
И он прошел по следам Рыбникова. Но побывал не только в тех селах Заонежья, в которых был Павел Николаевич, но записывал и встречался со сказителями, информантами и в других. И записал за два месяца 1871-го года 72 былины от 318 сказителей. И уже посмертно – он умер от брюшного тифа, умер буквально в поле, во время своих фольклорных записей – «Онежские былины» Гильфердинга вышли в 1872-м году. Представляете, какая была все-таки скорость издания!
Эти два собрания сразу обрели невероятную славу, потому что до них былины известны были только по собранию Кирши Данилова - «Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». предположительно в Сибири. Неясно было, что это за фигура - Кирша Данилов, один человек или несколько – это была загадка.
- Насколько хорошо были восприняты общественностью исследования Рыбникова и Гильфердинга?
- Вернусь к собраниям Рыбникова и Гильфердинга. Эти два собрания были горячо восприняты научной общественностью России. Стало понятно, что совсем недалеко вообще от Москвы и Петербурга, бытует эпос. Кроме текстов, записанных еще более качественно, чем у Рыбникова, Александр Федорович предъявил статью: «Олонецкая губерния и ее народные рапсоды». Эта статья сейчас предваряет новейшее издание, собрание былин. Статья совершенно блестящая, дополнила и рассказала о том, какими богатствами располагает русский север. Ведь он назвал сказителей высоким словом – рапсоды, «Олонецкая губерния и ее народные рапсоды», сказители-рапсоды, это равноценно – поэты. Статья очень теоретическая, помимо всего прочего, именно он, Александр Федорович Гильфердинг, один из первых отвечал на вопрос – почему на севере? Почему сравнительно недалеко от центра сохранился и бытовал эпос? И он ответил на этот вопрос таким посылом – свобода и глушь. Свобода – потому что здесь не было крепостного права. А глушь – потому что не было дорог.
Но этих причин недостаточно, и он, наблюдая сказителей, изучая их тексты, пришел к выводу, что на севере, у северных сказителей, как ни у кого развито чувство чудесного, прекрасного, вера в чудесное, вера в чудо. Сказители , как дети. Они верили и не сомневались в том, что и богатырь жил, и что богатырь мог поднять палицу в 90 пуд, и так далее. И вот этим чудом былины наделили именно северные крестьяне.
И еще одно обстоятельство, которое уже не Гильфердинг выяснил, а последующие исследователи - общинный, артельный способ труда, условия жизни. Когда долгую зиму люди должны были как-то коротать свое время, они на охотничий промысел или на рыбный промысел поздней осенью, брали с собой специально бахаря или былинщика. Эти особые отношения людей севера к поэтическому, к возвышенному способствовали существованию и бытованию эпоса.
- Нужны ли были, на ваш взгляд, повторные записи?
- Хочу сказать очень важное: Гильфердинг первый поставил вопрос о повторной записи, он первый записывал тех же былинщиков, что записывал перед ним Павел Рыбников. Не всех, но некоторых. Кстати, Трофима Григорьевича Рябинина сначала записывал Рыбников, потом Гильфердинг. Рыбников записал 44 текста, Гильфердинг немного меньше. Зато Василий Щеголёнок исполнил Гильфердингу почти на десяток больше текстов, чем Рыбникову. Но дело не в этом, а в том, что тем самым он поставил вопрос о повторной записи. Сама постановка этого вопроса важна, она о том, как создается былина, и как она бытует.
Один и тот же сказитель один и тот же эпизод в разное время и разным собирателям исполняет по-разному, процитирую…
Вот былина «О Вольге Святославовиче», в записи Рыбникова:
Когда воссияло солнце красное
На это на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович…
И тот же Трофим Григорьевич Рябинин исполняет эту же былину уже Гильфердингу:
Жил Святослав 90 лет,
Жил Святослав да преставился,
Оставалось от него чадо милое –
Молодой Вольга Святославович…
Это повторные записи. И более того, Гильфердинг ввел в практику приглашение сказителей в Москву, в Петербург – для того, чтобы научная общественность услышала голоса истинных певцов. И Трофим Рябинин некоторое время жил в доме у Гильфердинга. Потом он пригласил Ивана Касьянова, который вообще жил у него целый месяц на полном довольствии, он его записывал, общался с ним, это было очень важно одному и другому.
И Касьянов оказался единственным сказителем, который оставил воспоминания о собирателе…
И последнее, что я хочу сказать. Гильфердинг первый - это очень важно - поставил вопрос о «личном начале, Гильфердинг доказывал, что былина - не автоматическое заучивание чужого текста, а творческий, импровизационный процесс, который опирается на определенные, выработанные нормы, формулы. В 60-е годы уже 20-го века вышла книга гарвардского ученого Альберта Лорда, которая называется «Сказитель» – о « личном начале» в сказительском творчестве. Гильфердинг опередил зарубежную фольклористику. Не случайно Тютчев посвятил Гильфердингу два стихотворения и в одном из них слова: «И многому ему принадлежит почин» - почин, он первый это сказал.
- ГильфердИнг или ГильфЕрдинг?
- Я знаю, что идет полемика в отношении произношения этого имени, да?
Я беседовала с фольклористом Валентиной Павловной Кузнецовой, она очень заслуженный фольклорист, много занималась былинами, она тоже произносит ГильфердИнг, не знаю, может быть, мы - старые фольклористы… такое мнение есть – ГильфЕрдинг, у меня оно не произносится.
Продолжение следует
#странабылин #последамрыбниковаигильфердинга
#заонежскаяизба #визитзаонежья
#заонежье #север #былины #онего
#Президенскийфондкультурныхинициатив